650$
5 дней йога-перезагрузки в Керале и 7 дней паломничества (парикрамы) по храмам Шивы

Йога-Тур в Кералу и паломничество по храмам Шивы в Тамил Наду


17 ФЕВРАЛЯ - 02 МАРТА 2019

Первая часть:

Перезагрузка на берегу теплого Аравийского моря: каждый из первых пяти дней мы будем начинать и заканчивать занятиями йогой Натхов на крыше нашего отеля в Варкале под далекий и успокаивающий шум прибоя и звуки тропического леса. По 1-1,5 часа хатха-йоги утром и вечером будут посвящены выполнению асан, пранаям в медитативном режиме для максимального расслабления и погружения в свое естество, свою истинную природу.

Такой опыт в дальнейшем позволяет практикующему в социальной жизни не терять себя, не погружаться с головой в рутину, а переживать свою жизнm как бы немного со стороны, что на самом деле ведет не отчужденности, а наоборот, к более полному и совершенному образу жизни, когда за счет некоторой отрешенности у нас есть выбор: какие ситуации переживать полнее, а от чего держаться подальше, к чему устремляться всей душой, а чего избегать. Если коротко: то йога, практикуемая в правильном ключе, ведет к тому, что социальная жизнь поддерживает, а не разрушает практикующего, даруя состояние вневременного счастья.

Йога Натхов - это древнее учение о единении сознания и энергии, о раскрытии своей истинной и изначальной природы, через направление внимания (сознания) на то, что нам ближе всего - наше тело. Все доступные и известные сейчас техники: асаны, пранаямы, бандхи, мудры - все берут свое начало в этой древней Традиции, но так сложилось исторически, что много кто ими пользуется но мало кто знает о их истоках). Подробнее можно прочитать здесь: http://nathi.ru/tradition/ и здесь: http://nathas.org/tradition/.

Варкала - это небольшой и уютный городок в часе езды от Тирувантапурама - столицы Кералы.  Окраины Варкалы - это прекрасное сочетание аутентичной местной жизни и западного комфорта. В пешей доступности от отеля есть несколько бухт, в которых можно искупаться, до главного пляжа Папанасам около 20мин пешком. Несмотря на уединенность этого места, по нашему мнению эти пляжи выигрывают за счет малолюдности и отсутствия сильных течений, свойственных Папанасаму(но надо знать где!;-))). Питание доступно в близлежащих кафе, в паре минут ходьбы есть клиника аюрведического массажа, а в 10-15 минутах ходьбы их огромное количество, ведь Варкала это и аюрведический курорт.



Климат в Варкале практически экваториальный: всегда очень влажно, а дневной ход температур незначительный: днем +28-32, ночью +23-25. Сезонная зависимость выражена слабо, за исключением месяцев юго-западного муссона: июня, июля, августа и сентября.Температура моря в течение года также меняется слабо: круглый год она держится около +28 градусов.

Таким образом первая часть нашего йога-путешествия будет довольно расслабленной: 2-3 часа в день занятий йогой, а остальное время можно посвятить общению, прогулкам, купанию, массажу и лечению.

 

Вторая часть :

Парикрама (паломничество) по местам Шивы, его храмам, в которых Шива представлен в виде каждого из первоэлементов, из которых состоит вся Вселенная: Вода, Эфир, Огонь, Земля и Воздух. Четыре из этих храмов расположены в штате Тамил Наду, а пятый - в штате Андхар Прадеш. Помимо этого мы посетим мощный храм Минакши-Сундарешвара, изюминку Мадурая, вокруг которого, согласно легенде, постепенно вырос этот город.

Каждый день мы будем перемещаться в новый город, двигаясь с юга на север Индии.


Храм Минакши - Сундарешварар

- главная достопримечательность Мадурая, куда мы отправимся сразу из Варкалы, это храм божественной пары: Минакши и Сундарешвара. Говоря о этимологии названия, часто говорят, что "Минакши" означает "Мать с прекрасными рыбьими глазами", а "Сундарешвар" - "Властелин, повелитель красоты".

Это огромный храмовый комплекс с величественными гопурами, самая высокая из которых достигает высоты 48м. Традиционно для Тамил Наду и дравидской архитектуры гопуры венчают сала-шикхары с множественными изображениями Киртимукхи и Вьял (Ялисов). Ни одна из высеченных фигур на них не повторяется, каждая посвящена тому или иному событию из священных писаний. Разлядывать их можно часами, особенно через телеобъектив фотоаппарата)).

К сожалению, внутрь самих святилищ для белокожих не попасть, однако внутри храма очень хорошо ощущается атмосфера чистоты, а также есть множество святилищ и одно из самых известных - это Ганеша, известный там под названием Муккуруни Винаяка.


Джамбукешварар

- храм Шивы на святом острове Шрирангам, в котором Шива представлен в виде элемента Воды (Джала). Легенды говорят, что этому храму минимум 1800лет. Над главным святилищем произрастает дерево Джамболан (Naval tree), которое столь же древнее как и этот храм. На этот счет существует интересная легенда: когда-то на этом месте совершал аскезу риши Джамбу, стремясь умилостивить Шиву. Когда же мудрец достиг своей цели и Шива явился ему, то он даровал риши плоды этого дерева в качестве прасада. Джамбу съел не только саму мякоть плода, но и косточки, не желая оскорбить Шиву. Вскоре косточка внутри прорасла и в своем росте пронзило его голову, даровав таким образом мукти.

Внутри небольшого по размерам главного святилища или Гарбхагрихи установлен Шива-лингам частично погруженный в воду. Внутри святилища действительно стоит побывать: по ощущениям там как бы все пропитано водой.

В храмовом комплексе Джамбукешварар есть также замечательный храм Дэви - Акиландешвари, легенды говорят что это сама Парвати, которая создала лингам из вод Кавери и почитала Шиву.



Храм Натараджа

Натарадж - это танцующий свой танец блаженства -  Ананда Тандава - Шива. Храм известен с давних времен, ученые датируют его появление 1-5в н.э., но нынешний свое значение приобрел примерно в 10в, когда город был столицей династии Чола.

В главном святилище, Чит Сабхе, установлено главное мурти Шивы-Натараджа, один видимый Шива-лингам и один невидимый (хотя некоторые говорят что он выполнен из спхатика и поэтому прозрачный). Он считается главным и олицетворяет пятый элемент - Эфир (Акашу). Как эфир (пространство) не видим, но он может восприниматься в медитации, так и этот Акаша-лингам не виден человеческому глазу, но может быть воспринят в медитации. Легенда гласит, что раз в 12 лет, местные брамины - дикшитары - проводят особую абхишеку молоком этому невидимому лингаму и тогда можно увидеть как молоко стекает по невидимым граням.

Это из храмов посещение которого незабудется на всю жизнь! По аналогии с потрясающим воображением танцем Ананда Тандава. местные богослужения настолько впечатляющие, что надолго врезаются в память всех посетителей, а особенно если попасть сюда в пятничный вечер, когда проводится особенная пуджа с прадакшиной.


Аруначалешварар

- элемент Огня проявлен здесь: согласно легенде, Шива предстал в виде бесконеного столпа огня на горе Аруначала спорящим (о том кто из них главнее) Брахме и Вишну, утвердив тем самым свое бесконечное величие. Храм Аннамалаяр или Аруначалешварар один из самых важных для почитателей Шивы  - о нем не только упоминается в священных писаниях, но здесь в разное время проживало много святых, а сама гора Аруначала священна, считается что парикрам вокруг нее избавляет от множества грехов.

Этот храм и один из самых больших в Индии - его площадь равна 97000 кв.м. или около 10 гектар. У храма 9 гопур, главная из которых - восточная, 11 этажная Раджгопура высотой 66 метров - одна из самых выскоких в Индии. Первые упоминания о нем встречаются порядка 2000 лет назад, место очень древнее и сильное. Внутри храмового комплекса расположено множество храмов: Нанди, Сурьи, Вишну, Дурги, Гаджалакшми и др, но главные святилища храма - это, конечно, сам Шива-лингам, представляющий Агни, и Уннамалай Амма - его супруга.


Экамбарешварар

- в городе Канчипурам, который из-за его важного религиозного значения также именуют "южным Варанаси", уставлен Шива-лингам, который олицетворяет элемент Земли, Притхви.

Значение слова "Экамбарешварар" уходит к легенде о том, что однажды Парвати была послана Шивой на Землю, чтобы искупить одно из проклятий, из-за которого она стала черного цвета как Кали. Именно в этом месте, недалеко от берега реки Вегавати и под манговым деревом, Парвати (здесь ее имя Камакши) своими руками создала из песка Шива-лингам и стала почитать Шиву.

Чтобы испытытать ее преданность сначала Шива послал на место ее поклонения огонь, но Камакши стала умолять Вишну охладить жар. Вишну взял Чандру с венца Шивы и направил его лучи на этот огонь и тем самым охладил его. Затем Шива направил Гангу со своих волос, чтобы разрушить тапас Камакши. Но Камакши убедила Гангу не причинять ей вреда. После этого Шива убедился, что Камакши очень преданна ему и предрек что это место будет священным, и что он и Камакши всегда будут присутствовать здесь ради блага всего мира.

С тех самых пор Притхви-лингам в Канчипураме именуется Экамбарешварар или "Господин мангового дерева", а храм Минакши расположен всего в 10мин ходьбы от храма Шивы.


Шри Калахасти

- так называется и Шива-лингам, соотносящийся с элементом Воздуха, Вайю, и одноименный город в штате Андхар Прадеш на берегу реки Сварнамукхи. Легенды гласят, что в этот город приходил сам Брахма, чтобы очиститься от грехов благодаря почитанию Шивы.

В этом храме незримо, но очень явно чувствуется особая легкая атмосфера, кажется что все наполненно прозрачностью, что очевидно связано с тем, что этот панчабхута стхала посвященн Вайю, Воздуху. Тем не менее, этот Вайю-лингам увидеть глазами невозможно, он присутствует повсюду на территории храма, а вот основной лингам, которому проводятся служения называется Шрикалахастишвара и к нему всегда есть очередь из желающих попасть на даршан.

С этим Шива-лингамом связана интересная и известная история, которая говорит что когда-то этому лингаму прислуживали паук (шри), змея (кала) и слон (хасти). С тех самых времен (считается что со времен крита-юги) этот лингам имеет изображение паука, змеи и слона, но что человеческие руки и даже руки брахманов, которых проводят абхишеки никогда его не касались.

Ченнай

- финальная точка нашего пути по Южной Индии, где можно будет перевести дух или наоборот продолжить: в Ченнае множество древних храмов, а также город (особенно его часть Джорджтаун) знаменит своими бесконечными магазинчиками. Где чего только нет: ткани, одежда, религиозные принадлежности, украшения и бесконечное разнообразие хендмейда.